Статья "Молодежь и трансформация ценностных ориентиров современного общества"
статья по теме

Маликова Ирина Викторовна

Статья на международную научно-практическую конференцию. Молодежь и трансформация ценностных ориентиров современного общества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhd_konfer_belgorod_1_fevralya.docx22.36 КБ

Предварительный просмотр:

Молодёжь и трансформация ценностных ориентиров                                                               современного общества

                                                                                          Маликова И.В         

 Процессы, происходящие в современном российском обществе    изменили не только экономическую и политическую жизнь  страны, но и обыденные представления людей о смысле  и ценностях индивидуального и общественного бытия.

Трансформировалось понимание сути жизненного успеха, целей и средств их достижения.  Не только учёные, исследователи, социологи, педагоги,  но и обыватели все чаще обращают внимание  на происходящие процессы духовно-нравственного обнищания общества.

          При этом молодежь, безусловно, является наиболее уязвимой и восприимчивой к происходящим изменениям.

Для такого   изменения иерархии ценностей характерно, в первую очередь, господство масскультуры, т.е. вытеснение подлинной культуры  из реальной  жизни как общества в целом, так и жизни отдельного человека и  предпочтение  технических достижений цивилизации как  системы жизненных ценностей.

«Безрелигиозные системы ценностей для человека не абсолютны, а относительны и потому в лучшем случае недейственны. Сегодня происходит вытеснение высокой культуры массовой или псевдокультурой, которая фактически вообще не признает необходимость ценностной системы, в результате чего нравственный релятивизм легко переходит в нигилизм» (Ерофеев В.) Именно псевдокультура играет основную роль, как в социализации человека, так и в дальнейшем формировании личности. Семья, школа в наше время не вполне реализуют функцию воспитания настоящей культуры, они не в силах конкурировать с масскультурой по целому ряду причин.

          Современная массовая культура является основным источником ценностей современной молодежи. Отсутствие нацеленности социальных институтов на нравственное воспитание дает свои результаты – духовную пустоту человека. Нравственная дезориентация формирует человека, открытого злу. Такого человека можно повернуть в любом направлении, в том числе и на преступления против жизни. Человек масскультуры – стихийный материалист: он живёт преимущественно материальными заботами, и, если задумывается о смысле жизни, то  именно  в плане решения своих узких материальных проблем.                                                                         Массовая культура имеет еще одно определение – «потребительская». То есть главной жизненной ценностью человека  является культ потребления,  воспринимаемый как единственно возможный стиль жизни. Культ вещизма, получение удовольствия, желание «обладания» превратились для массы людей в смысл жизни. Конечным результатом развития идеологии и психологии потребительства становится то, что цель жизни каждого человека начинает пониматься не как стремление к счастью, любви, внутреннему душевной гармонии, а смысл существования человечества - не как социальный и духовный прогресс. Человек превращается в "потребительскую машину". Люди забывают о главном: что жизнь, это не совокупность окружающих их вещей, и не их бездумное присвоение, а вечное стремление к красоте и истине.  

          Современная цивилизация выделяет свои приоритеты и систему стандартов, которые порождают новую культуру мышления, позволяющую формализовать отношение к реальности.

          По мере научно-технического и информационного прогресса происходит  обеднение нравственно-духовного мира человека, которое может иметь как хроническое так и острое, кризисное течение.                        Человек-созидатель превращается в человека-потребителя, а бытие, как творческое существование, становится сферой потребления. Жизнь человека приобретает четко ориентированный вещественный статуС. Люди заразились материальной жизнью. Так, для современных молодых людей характерно безразличие к каким-либо идеалам и циничное отношение к жизни (по данным ВЦИОМ так считают более 64 % молодежи и 70 % людей старшего возраста).  Распространение циничных настроений и беспринципности проявляется, прежде всего, в стремлении   улучшать свое материальное благосостояние, вне зависимости от способа его получения.   Сегодня процветают вещизм, утилитаризм, отрицание морали, жестокость, бездуховность.   Телевидение   насаждает ложные ценности, такие, как гедонизм (главное благо – получение  наслаждения) и вседозволенность. Так, вся   реклама основывается на обманчивой доступности предлагаемых товаров и услуг, что   приводит людей к представлению о жизни как о   мире, где все можно получить без особых усилий.  Часто в фильмах и телепередачах наглядно показывают, как лучше украсть, обмануть, ограбить . Происходит подмена ценностей, когда о людях судят по тому, что у них есть материального, а не по их духовному и нравственному миру.  Люди все больше приобретают качество «иметь», утрачивая при этом свойство «быть» людьми с большой буквы. Трансформация моральных ценностей с оглядкой на Запад заключается не только в том, что россиянам навязываются новые жизненные и моральные образцы,  но и  в том, что искусственно разрушается историческая социокультурная   система российского общества. Русский язык засорён иностранными словами, блатным жаргоном.   Под угрозой разрушения невосполнимые ценности -  старинные города,   книги, архивы, произведения искусства, утрачиваются народные традиции мастерства Налицо ситуация, когда  принцип «культурного» нигилизма и отрицания культуры выдается чуть ли не за идеал.                                                           Радикальные инновации, преобразующие современную действительность, связаны с последней информационно-технологической революцией. К их числу следует отнести мобильную телефонную связь, электронную почту, глобальную информационно-коммуникативную сеть Интернет, различные реформы в политике, образовании, производство новых товаров, услуг и т.д.  

          Всё это влечет за собой изменения в различных сферах человеческой жизни.   Переход общества к рыночным отношениям требует новых моделей поведения. Такие жизненные принципы, как «лучше быть честным, но бедным», «чистая совесть – важнее благополучия» заменились на «ты – мне, я – тебе», «время – деньги», «успех – любой ценой» и др. Часто молодому поколению приписывают такие черты, как жесткий прагматизм, социальную незрелость, инфантилизм, агрессию. Доминантой их жизненных ценностей и поведенческих приоритетов является материальное благополучие. Жизненный успех связывается с предприимчивостью, умением заработать деньги, а не с талантом, знанием и трудолюбием. Следует признать, что мы живем в сложное время, подвергающее серьезным испытаниям нравственность человека. Мы забываем о том, что деньги это только средство – когда средство превращается в цель, начинается бесцельная жизнь. Сегодня становится экономически выгодным поведение, идущее вразрез с традиционными моральными ценностями.

          Что касается семейных ценностей, то на первое место ставится независимость, карьера, положение в обществе.  Конфликт поколений трансформируется в их разобщенность и в семье.    Отношение к близким приобретает все более корыстный, коммерческий характер. Эгоистичный индивидуалистический настрой (сам за себя) ставится выше гуманных отношений, взаимопонимания, и взаимопомощи. При таком понимании молодыми людьми  ценностей жизни  не предполагается забота о родине, родителях, детях.

               Социологические исследования показывают, что большое  распространение в современной России получил «гражданский»  брак, который стал обыденным явлением  Такие союзы, с одной стороны, позволяют получить опыт совместных отношений, но с другой стороны, они отличаются непрочностью и не имеют социального статуса. Значимым мотивом такого отношения к браку является социальная и экономическая незащищенность молодых людей, так как многие считают необходимым, прежде чем вступить в брачные отношения, достичь материального благополучия, чтобы прокормить семью.  Незащищенность молодежи является одним из факторов, влияющих на уровень рождаемости, определяя в значительной степени демографический кризис в стране.

          Молодежь ежедневно сталкивается с огромным потоком массовой негативной пропаганды, которая зомбирует личность, вырабатывая отрицательные установки.       Потеря ценностей ведет к поиску нового, а чаще – к бегству от действительности. Молодежи, как впрочем, и всему обществу присуща растерянность, непонимание происходящего.

           Большинство молодых людей  (55%) сегодня вынуждены согласиться, что «современный мир жесток, и, чтобы добиться успеха в жизни, иногда приходится переступать через моральные принципы и нормы». Противоположную позицию о недопустимости нарушения нравственных норм занимают лишь 44% молодежи [8, с. 71]. Заметно снизилась доля тех, кто осуждает покупку краденых вещей, взяточничество, уклонение от уплаты налогов, присвоение найденных денег, политическое убийство, сопротивление  полиции. Следует отметить, что большинство респондентов не придают особого значения этим поступкам, и они начинают переходить в категорию общественно приемлемых действий.                     Современная молодежь ценит такие либеральные ценности как свобода, независимость, справедливость, что может быть связано с началом доминирования в российской молодежной среде индивидуалистических тенденций и снижению коллективистских начал.                                                 В основе досуговой активности значительной части российской молодежи в основном заложен гедонистический компонент, направленный на сиюминутные удовольствия и развлечения, она стала более  потребительской и вестернизированной, что отвлекает от более высокой культуры. Неотъемлемой частью досуга становятся музыкальные шоу, танцы, телевидение, кино, Интернет. Популярным является также спорт, немаловажным фактором чего является активная пропаганда спортивного образа жизни.

          Один из важных  ценностных ориентиров молодежи  является отношение к религии.  С  одной стороны, происходит рост популярности религии, повышение ее роли в обществе, а с другой – усиление процессов глобализации, мировоззренческой неопределенности и секуляризации (освобождение от контроля церкви) религиозных ценностей. Исследования показывают ослабление позиций безверья, по сравнению с советским периодом, усиление религиозности, а также рост влияния различных религиозных конфессий и организаций. В то же время наблюдается отсутствие глубины и ясности в религиозном сознании молодых людей, оно характеризуется размытостью, очень немногие следуют канонам и обрядам религии. Немало тех, для кого религия – это не внутренняя позиция, не жизненный выбор, а просто следование «моде на религию».

               Как видно из нашего анализа, у современной молодежи наблюдаются противоречивые установки и ценностные ориентации и отсутствие какой-либо целостной картины мира.      

          Это обуславливает формирование во многом единообразного восприятия действительности, в котором приоритетное положение у молодежи занимают индивидуалистические ценности рыночной экономики.           В сознании современной российской молодежи происходит вытеснение общественно значимых ценностей ориентирами индивидуалистического порядка.

 

 

 

Список литературы:

 

1.Ерофеев В. Фрейд и валюта // Ex libris. НГ. 2000. № 37.

2. Казарина-Волшебная Е. К., Комиссарова И. Г., Турченко В. Н. Парадоксы трансформации ценностных ориентаций российской молодежи // Социологические исследования. 2012. №6. С. 121-126.

4. Кон И.С. Человеческие сексуальности на рубеже XXI века // Вопросы философии. 2000. №8.

5.Молодежь в России. 2010. Обзор литературы. Доклад ООН / под ред. Я. Охана., М.: ФСГС, 2011. 96 с.

6.Петров А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений // Социологические исследования. 2008. №2. С. 83-90.

7. Семенов В.Е. Ценностные ориентации и проблемы воспитания современной молодежи // Социологические исследования. 2007. №4. С. 37 - 43.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утрата ценностных ориентиров у подростков, ведущая к суициду. Совершенствование деятельности классного руководителя в сфере профилактики суицидального поведения несовершеннолетних

Как правило, в 90 процентах суицидальное поведение подростков – это привлечение к себе внимания, и только в 10 процентах – это уход из жизни.Задача взрослых состоит в том, чтобы помочь сохранить и кул...

Ценностные ориентиры современной молодёжи

Молодежь – это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества.Социальные особенн...

Ценностные ориентиры современного образования.(статья)

Статья о ценностных ориентирах современного образавания с учетом ФГОС...

Трансформация ценностных ориентаций в современной российской семье

Трансформация ценностных ориентаций в современной российской семье...

Родительское собрание «Формирование ценностных ориентиров в развитии личности современного школьника»

В современном российском обществе идет модернизация образования, сопровождающаяся переосмыслением, переоценкой и утверждением новых ценностей. Значительные преобразования затронули и общее образование...

Родительское собрание «Формирование ценностных ориентиров в развитии личности современного школьника»

В современном российском обществе идет модернизация образования, сопровождающаяся переосмыслением, переоценкой и утверждением новых ценностей. Значительные преобразования затронули и общее образование...

ПУБЛИЧНАЯ ЛЕКЦИЯ "Кризис духовных ориентиров современного общества и его последствия."

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Россий...